glava1

I.

Предки св. Александра Невскаго.—Общая характеристика суздальскихъ князей.—Дѣды св. Александра: св. Андрей Боголюбскій и Всеволодъ III "Большое гнѣздо" —Дяди св. Александра: кн. Константинъ и св. Юрій Вссволодовичи. —Отецъ в. кн. Ярославъ. — Предки св. Александра по матери. — Общая характеристика южно-русскихъ князей.—Прадѣдъ св. Мстиславъ Ростиславичъ "Храбрый".—Дѣдъ Мстиславъ "Удалой".—Мать св. Александра.— Св. Александръ—наслѣдникъ добродѣтелей своихъ предковъ.

В

Радуйся, отрасле пречестная корене благочестиваго!
Радуйся, благовѣрія предковъ наслѣдниче!
Радуйся, подражателю добродѣтелей отца боголюбиваго!
Радуйся, кротости и благочестія матерняго преемниче!

ъ стадвадцати верстахъ отъ Москвы и на такомъ же разстояніи отъ Ярославля, при упраздненной шоссейной дорогѣ, среди неровной и довольно болотистой мѣстности, по обоимъ берегамъ рѣки Трубежа, впадающей здѣсь въ озеро Переяславское, расположенъ небольшой уѣздный городокъ Переяславль - Залѣсскій 1). Первый устроитель суздальской земли, прадѣдъ св. Александра Невскаго — князь Юрій Владиміровичъ Долгорукій, въ 1152 году основалъ этотъ городъ среди глухихъ дремучихъ лѣсовъ и назвалъ его Переяславлемъ въ память Переяславля южно-русскаго. Подобно другимъ древнимъ русскимъ городамъ, въ немъ и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Нѣкогда это былъ знаменитый, стольный городъ удѣльнаго княжества. Отецъ св. Александра Невскаго, князь Ярославъ Всеволодовичъ, былъ удѣльнымъ княземъ переяславскимъ и жилъ въ своемъ удѣлѣ, когда родился у него сынъ Александръ. Но прежде чѣмъ говорить о первыхъ годахъ жизни Александра Ярославича, познакомимся съ его ближайшими предками.

Ближайшіе предки св. Александра жили въ знаменательную эпоху, положившую на нихъ рѣзкій отпечатокъ. То была эпоха возвышенія ростовско-суздальской земли, когда замѣтно начали выясняться новыя начала общественнаго развитія русскаго народа. Русь, видимо, уходила все далѣе и далѣе въ глубь сѣверо-востока, чтобы тамъ, вдали отъ всякихъ иноземныхъ вліяній, выработать крѣпкія, устойчивыя основы быта, драгоцѣнный залогъ будущаго мощнаго развитія. Характеръ населенія значительно видоизмѣняется: образуется племя великорусское, замѣтно отличающееся по своему складу, по своимъ свойствамъ отъ другихъ славянскихъ племенъ, раньше упоминавшихся въ исторіи русской земли. Вмѣстѣ съ тѣмъ и дѣятельность князей ростовско-суздальской земли носитъ характеръ, чуждый идеалу южно-русскихъ князей. Суздальскіе князья отличаются трезвымъ, практическимъ взглядомъ, строгимъ разсчетомъ, искусствомъ организаціи, "наряда",—они полагаютъ начало единовластію на Руси въ противоположность той разноголосицѣ и нескончаемымъ междоусобіямъ, которыя причинили такъ много горя русской землѣ въ такъ называемый кіевскій періодъ. Въ связи съ этимъ стремленіемъ въ ихъ дѣятельности замѣчается пренебреженіе старыми родовыми княжескими отношеніями и счетами, намѣчается борьба съ боярствомъ, съ стариннымъ вѣчевымъ строемъ и мало-по-малу подготовляется возможность государственнаго объединенія Руси. Таковъ былъ, напримѣръ, самый выдающійся изъ суздальскихъ князей—князь Андрей Юрьевичъ Боголюбскій, родной братъ и предшественникъ на суздальскомъ престолѣ дѣда Алсксандра Невскаго в. к. Всеволода Юръевича.

"Если вы будете во Владимірѣ,—говоритъ историкъ,—ступайте въ кремль поклониться этому древнему зданію зодчества въ русскомъ царствѣ (храму Святой Богородицы Золотоверхой—созданіе князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго). На правой сторонѣ отъ сѣверныхъ дверей стоитъ серебряная гробница, и не далеко отъ нея виситъ древній шитый образъ во весь ростъ усопшаго. Помолитесь ему и поклонитесь мощамъ благовѣрнаго князя Андрея. Это былъ самый смышленый князь своего времени, который умѣлъ захватить въ свои руки власть почти надъ всею своею братьею, котораго слушались равно и Кіевъ, и Новгородъ, и Ростовъ, и Суздаль, и Владиміръ, князья смоленскіе, полоцкіе, волынскіе и прочіе. Но не тѣмъ онъ заслужилъ особливую память въ лѣтописяхъ отечества, а вотъ чѣмъ: онъ обратилъ средоточіе русской государственпой тяжести въ нашу сторону, онъ вывелъ на позорище исторіи другое племя, великорусское, самое младшее изъ всѣхъ племенъ здѣшнихъ, изъ всѣхъ племенъ славянскихъ, и, второй Рюрикъ, положилъ основаніе другому княжеству, которое приметъ въ одинъ изъ меньшихъ городовъ своихъ, заложенный отцомъ его, всѣ прочіе, и заключитъ въ себѣ судьбы отечества" 2).

Не менѣе былъ знаменитъ и вышеупомянутый дѣдъ св. Александра в. к. Всеволодъ Юрьевичъ "Большое гнѣздо". При самомъ началѣ своего княженія, несмотря на свои молодые годы, онъ проявилъ большое мужество и твердость нрава, разсчетливость и осторожность — качества, благодаря которымъ онъ пріобрѣлъ огромную силу на Руси. Не торопя событій, безъ видимыхъ усилій съ своей стороны, умѣло пользуясь обстоятельствами, онъ собралъ подъ своей властью почти всю сѣверную Русь. Про его силу пѣлъ древній пѣвецъ:

Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать веслами людей
И вычерпать Донъ многоводный
Шеломами рати твоей.
Великокняжеская горница и сени въ Боголюбове

Являясь великими правителями, ближайшіе предки св. Александра отличались глубокимъ, искреннимъ благочестіемъ, пламенною ревностью къ распространенію Слова Божія и укорененію его въ сердцахъ современниковъ. Черта глубокознаменательная! Оцѣнивая эту сторону дѣятелъности суздальскихъ князей, историкъ говоритъ: "Христіанство, утвердившись въ ростово-суздальской землѣ не раньше XI вѣка, только при Андреѣ получаетъ, такъ сказатъ, полную осѣдлость въ этой землѣ. ІІри немъ открываются мощи святыхъ, покровителей земли, Леонтія и Исаіи; Владимірская икона Божіей Матери, привезенная Андреемъ съ юга, и икона Боголюбская становятся предметами особаго мѣстнаго почитанія. освящаютъ своими чудесами княжескую власть Боголюбскаго; православіе начинаетъ пріобрѣтать "земское" значеніе, становясь мало-по-малу у нарождающагося великорусскаго племени символомъ того политическаго сознанія, которое въ наше время выражается терминомъ "народность". Подготовляется то многознаменательное единеніе церкви и государства, которое вполнѣ выясняется въ позднѣйшій, московскій періодъ русской исторіи, и которое составляетъ характеристическую особенность исторіи великорусскаго племени" 3). Въ теплыхъ искреннихъ словахъ изображаетъ лѣтописецъ глубоко-религіозное настроеніе души князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго. "Сей благовѣрный и христолюбивый князь Андрей съ юныхъ лѣтъ возлюбилъ Христа и Его Пречистую Матерь, очистивъ свой умъ, какъ свѣтлую палату, и украсивъ душу всѣми добрыми нравами. Онъ уподобился Соломону, соорудивъ двѣ великолѣпныя и богатѣйшія церкви, - одну въ Боголюбовѣ, другую во Владимірѣ... А потомъ создалъ и многія другія каменныя церкви и многіе монастыри: ибо Богъ отверзъ его сердечныя очи на весь церковный чинъ и на церковники. Не омрачилъ онъ ума своего пьянствомъ; былъ кормителемъ чернецамъ и черницамъ, и для всѣхъ людей былъ какъ бы отцомъ любвеобильнымъ. Особенно же любилъ подавать милостыню: каждый день приказывалъ возить по городу различное брашно и питье и раздавать больнымъ и нищимъ и, видя всякаго нищаго, просящаго милостыню, подавалъ ему и говорилъ въ себѣ: "Не Христосъ ли это пришелъ испытать меня?.." По ночамъ входилъ онъ въ церковь, самъ зажигалъ свѣчи и, повергаясь предъ иконами Господа и святыхъ Его, съ сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ приносилъ, подобно Давиду покаяніе и плакалъ о грѣхахъ своихъ 4). Православная Церковь причла благовѣрнаго князя къ лику святыхъ. Живымъ благочестіемъ отличался также и Всеволодъ Юрьевичъ, скончавшійся въ 1212 году. По словамъ лѣтописи онъ "имѣяше присно страхъ Божій въ сердцѣ своемъ, подавая требующимъ милостыню, судъ судя истиненъ и нелицемѣренъ, необинуяся лица сильныхъ", которые притѣсняли слабыхъ и сиротъ, и подобно брату своему Андрею, "многи церкви созда во власти своей". "Тѣмъ,—замѣчаетъ лѣтописецъ, и дарова ему Богъ чада добросмысленна, яже и воспита въ наказаньи и въ разумѣ совершеннѣ, и даже и до мужества" 5).

Икона Божiей Матери Владимiрская

Съ особенной теплотой отзываются лѣтописи о дядѣ св. Александра, старшемъ сынѣ Всеволода. Константинѣ, хотя онъ умеръ очень рано, на 33 году своей жизни. "Этотъ блаженный князь возлюбилъ Бога всею душою и всѣмъ желаніемъ; не омрачилъ онъ ума своего суетною славою міра сего, но весь свой умъ устремлялъ туда—къ жизни вѣчной, которую и улучилъ своими милостынями и великимъ незлобіемъ. Былъ правдивъ, щедръ, кротокъ, смиренъ, всѣхъ миловалъ, всѣхъ снабдѣвалъ, особенно же любилъ дивную и славную милостыню и церковное строеніе, помышляя о томъ день и ночь. Весьма заботился онъ о созданіи прекрасныхъ Божіихъ церквей и много ихъ создалъ въ своей области, надѣляя святыми иконами, книгами и разными украшеніями... Не щадилъ имѣнія своего, раздавая его требующимъ, и воистину былъ по Іову окомъ слѣпымъ, ногою хромымъ, рукою неимущимъ, всѣхъ любя, нагихъ одѣвая, усталымъ доставляя покой, печальныхъ утѣшая и не огорчая никого ничѣмъ. Всѣхъ умудрялъ... бесѣдами: ибо часто читалъ книги съ прилежаніемъ и все творилъ по Писанію, не воздавая зломъ за зло... По преставленіи его, жители Владиміра стеклись на его дворъ и плакали о немъ великимъ плачемъ..." Глубокая искренность христіанскаго благочестія слышится намъ въ его прощальномъ наставленіи своимъ дѣтямъ: "Возлюбленныя чада мои! Будьте между собою въ любви, Бога бойтеся всею душою, заповѣди Его соблюдайте во всемъ и воспріимите всѣ мои нравы, которые вы видѣли во мнѣ. Нищихъ и вдовицъ не презирайте, церкви не отлучайтесь, іерейскій и монашескій чинъ любите, книжнаго ученія слушайте, и Богъ мира да будетъ съ вами. Имѣйте послушаніе къ старѣйшимъ васъ, которые внушаютъ вамъ доброе, такъ какъ вы еще малолѣтни. Чувствую, дѣти мои, что отшествіе мое изъ міра приближается, и вотъ я поручаю васъ Богу и Его Пречистой Матери и брату моему Георгію, который да будетъ вамъ вмѣсто меня" 6). Этотъ князь Георгій Всеволодовичъ, положившій свою жизнь въ бою съ татарами за родину на берегахъ Сити, православною церковію причтенъ къ лику святыхъ.

Суздальскій соборъ.

Съ особенной силой выступаютъ характерныя черты суздальскихъ князей въ лицѣ отца св. Александра, князя Ярослава Всеволодовича. Упорно, настойчиво и смѣло стремится онъ къ намѣченнымъ цѣлямъ, дѣйствуя наперекоръ установившимся, освященнымъ вѣками, обычаямъ. Трудно въ такія переходныя эпохи, какъ тогдашняя, избѣжать крутыхъ, подчасъ жестокихъ мѣръ... Но отсюда нельзя еще заключить, чтобы печальная необходимость прибѣгать къ крутымъ мѣрамъ указывала на злой характеръ правителя. Трудно рѣшить, чья жертва выше: того ли, кто, слѣдуя влеченіямъ своего сердца, охотно жертвуетъ своими интересами, или того, кто, подчиняясь голосу разума, прибѣгаетъ къ суровымъ мѣрамъ, хотя бы въ душѣ и возмущался ими. Князь Ярославъ Всеволодовичъ умѣлъ жертвовать собою во имя общаго блага, умѣлъ подавлять свои личныя чувства. Первый изъ русскихъ князей, собравъ и утѣшивъ, ободривъ пораженныхъ ужасомъ татарскаго нашествія жителей, покорился онъ печальной, но неизбѣжной участи—смиренной покорностью спасать родину отъ конечнаго разоренія, а подъ конецъ жизни совершилъ трудный подвигъ, отправившись въ далекую Татарію, гдѣ и погибъ страдалъческой смертью. Лично же, независимо отъ высшихъ государственныхъ интересовъ, онъ былъ "милостивъ ко всякому, требующимъ невозвратно даяше". А его кончину совремеяники и ближайшіе потомки высоко чтили и выражали свѣтлое упованіе, что Господь „причте его ко избранному Своему стаду праведныхъ селенія" 7).

Съ другой стороны, по матери своей, св. Александръ является наслѣдникомъ всѣхъ блестящихъ качествъ, отличавшихъ южно-русскихъ князей 8). Его дѣдъ по матери былъ знаменитый князь Мстиславъ Мстиславичъ, прозванный "Удатнымъ". Онъ не преслѣдовалъ какихъ-либо новыхъ цѣлей, пе давалъ новаго направленія ходу событій. Въ противоположность суздальскимъ князьямъ, это былъ героическій защитникъ старины, неустрашимый боецъ за правду раньше установившихся отношеній и взглядовъ. "Это былъ, по словамъ историка, лучшій человѣкъ своего времени, но не переходившій той черты, которую назначилъ себѣ духъ предшествовавшихъ вѣковъ" 9), это былъ, однимъ словомъ, блестящій представитель отживавшей старины. Позволимъ привести здѣсь слѣдующее сравненіе, которое дѣлаетъ историкъ между представителями двухъ эпохъ—отживающей и грядущей. Дмитріевскій соборъ во Владимiре "Разсматривая съ вершины настоящаго погребальное шіествіе народовъ къ великому кладбищу исторіи, нельзя не замѣтить на вождяхъ этого шествія двухъ особенно рѣзкихъ типовъ, которые встрѣчаются преимущественно на распутіяхъ народной жизни въ такъ называсмыя переходныя эпохи. Одни отмѣчены печатью гордой и самонадѣянной силы. Эти люди идутъ смѣло впередъ, не спотыкаясь на развалины прошедшаго. Природа одаряетъ ихъ особенно чуткимъ слухомъ и зоркимъ глазомъ, но нерѣдко отказываетъ имъ въ любви и поэзіи. Сердце ихъ не отзывается на грустные звуки былого. Зато за ними право побѣды, право историческаго успѣха. Большее право на личное сочувствіе историка имѣютъ другіе дѣятели, въ лицѣ которыхъ воплощается вся красота и все достоинство отходящаго времени. Они лучшіе его представители и доблестные защитники" (Грановскій). Беззавѣтное мужество на полѣ брани, покровителъство всѣмъ утѣсненнымъ, рыцарственная прямота въ поступкахъ, сердечное отношеніе къ людямъ и благородная довѣрчивость чистой души, самоотверженное служеніе родной землѣ, безъ всякихъ своекорыстныхъ разсчетовъ—таковы черты, составлявшія древній народный идеалъ князя. Таковъ былъ Мстиславъ Мстиславичъ Удатный, скончавшійся схимникомъ, таковъ же былъ и его отецъ, прадѣдъ св. Александра по матери, Мстиславъ Ростиславичъ Храбрый, причисленный къ лику святыхъ. Оба пользовались горячей любовью своихъ современниковъ. "Онъ всегда порывался на великія дѣла,—говоритъ лѣтописецъ о Мстиславѣ Ростиславичѣ.—И не было земли на Руси, которая бы не хотѣла его имѣть у себя и не любила бы его. И не можетъ вся русская земля забыть доблести его". Дочь Мстислава Мстиславича θеодосія была матерью св. Александра 10). Мало сохранилось о ней свѣдѣній, но не даромъ лѣтописи единогласно называютъ ее святою11). Она, какъ и ея доблестный родитель, передъ кончиною приняла иноческій чинъ и имя Евфросиніи 12). Сдѣлаемъ выводъ изъ всего сказаннаго. Если въ характерѣ и дѣятельности предковъ св. Александра по матери мы видимъ черты блестящей беззавѣтной храбрости, видимъ "золотыя сердца", то въ соединеніи съ благоразуміемъ, унаслѣдованнымъ отъ суздальскихъ предковъ, въ Александрѣ Невскомъ мы увидимъ въ одномъ лицѣ прекрасное гармоническое соединеніе разнообразныхъ дарованій, увидимъ цѣльный могучій характеръ, прекрасное созданіе Божіе, даръ всеблагаго Провидѣнія въ одну изъ труднѣйшихъ годинъ нашей исторіи.

Родословная Александра Невскаго
Глава I
къ Предисловию
на главную
къ Главѣ II
Hosted by uCoz